Влиться в новый трудовой коллектив легко и быстро, увы, невозможно: «пришлый» рядовой сотрудник сможет стать «своим» минимум через 3 месяца, руководитель – и вовсе спустя год. Однако существуют способы облегчить адаптацию. О том, как достойно и безболезненно пройти «испытание новым коллективом», порталу www.interfax.by рассказала психолог, специалист по рекрутингу Алеся Кашолкина.
1. Займите позицию включенного наблюдателя. Сотруднику, которому неуютно в коллективе, труднее добиться успехов в работе. Одна из причин дискомфорта, препятствующего трудовой самореализации, – нарушение или игнорирование законов, принятых в конкретной группе. Поэтому для нового человека задача номер один – разобраться в писаных и неписаных правилах и «играх» коллектива.
Обращать внимание следует на то, как члены команды работают, как отдыхают, как проводят обеденное время, какие разговоры ведут, как отзываются о начальстве и друг о друге, спешат ли на выручку коллегам и т.д. Чем больше деталей подметит новенький, тем объективнее будет его оценка социально-психологического климата, царящего в коллективе. Это позволит человеку на испытательном сроке понять, готов ли он «сродниться» с сотрудниками организации или здесь ему лучше не «пускать корни».
2. Демонстрируйте дружелюбие и открытость к общению. Для коммуникабельного человека адаптация в новом окружении протекает быстрее и легче, чем для нелюдима. К последнему коллеги будут долго присматриваться и относиться настороженно. Ему будет намного сложнее завоевать высокий статус в коллективе и рассчитывать на поддержку.
3. Будьте сдержанны в разговорах, помните: «Болтун – находка для недоброжелателя». Общение с новыми коллегами в первые недели лучше ограничить разговорами о работе. Не стоит чрезмерно распространяться о личной жизни – чем меньше информации о себе обнародует «чужак», тем меньше козырей против него окажется у потенциальных «недругов».
4. Не игнорируйте неприятные вопросы – старайтесь отшутиться. Новичок выставит себя в невыгодном свете, если на бестактные вопросы не в меру любопытных коллег будет отвечать раздражением или высокомерным молчанием. Обидные для собеседника фразы вроде «Мне кажется, это вас не касается (это не ваше дело)», при всей их справедливости, тоже лучше не озвучивать. Достойно выйти из щекотливых ситуаций с неудобными вопросами и не настроить против себя коллег поможет юмор, например: «Кто у Вас муж (жена)?» – «Очень хороший человек».
5. О прежних работодателях отзывайтесь уважительно. «О бывших начальниках лучше не говорить вовсе, чем говорить плохо», – предупреждает психолог Алеся Кашолкина. Особенно важно не выплескивать свои обиды на «старого» шефа в беседах с новым. Тем более недопустимо раскрывать производственные секреты и коммерческие тайны покинутой организации. У нового работодателя не должно возникнуть подозрений, что впоследствии подчиненный будет так же нелицеприятно отзываться о нем самом или сливать конфиденциальную информацию конкурентам и другим заинтересованным лицам.
6. Не компрометируйте себя участием в склоках. Необдуманно соглашаясь быть активным участником интриг, ссор и конфликтов в коллективе (хотя знать об их существовании важно), «новобранец» рискует изрядно подмочить свою репутацию и нажить врагов. Обнаруживать нескрываемый интерес к сплетням и склонность к злословию также крайне нежелательно.
7. На первых порах не рвитесь совершать трудовые подвиги. Как бы новенькому ни хотелось быстрее зарекомендовать себя ценным и креативным сотрудником, с трудовыми свершениями лучше повременить. В первые 2-3 недели от него требуется только качественно выполнять свои прямые обязанности. А вот позже, когда и новичок осмотрится, и коллектив к нему привыкнет, можно делать рывок. При этом условии вероятность того, что свежие идеи «новатора» будут по достоинству оценены руководством и командой, возрастает.
8. Не стесняйтесь обращаться за помощью и советом. В интересах «пришлого» как можно скорее вникнуть во все тонкости своей работы, ведь после окончания испытательного срока на его оплошности вряд ли будут смотреть сквозь пальцы. Быстрее освоиться на рабочем месте удастся новичку, за которым закреплен куратор. Кстати, если работодатель на собеседовании не поднимает вопрос об официальном помощнике, сотрудник может сам проявить инициативу – этим он не только облегчит себе жизнь, но и покажет заинтересованность в качественном исполнении своих обязанностей.
Работнику, который вынужден «акклиматизироваться» в коллективе без куратора, психолог Алеся Кашолкина советует обращаться за помощью к дружелюбно настроенным коллегам и непосредственному начальнику. Разумеется, нельзя отвлекать людей по пустякам или задавать один и тот же вопрос несколько раз, но и пренебрегать возможностью быстро овладеть нужной информацией, задав вопрос компетентному сослуживцу, тоже не стоит.
9. Не поддавайтесь на провокации. На возможные провокации со стороны новых коллег и начальства важно реагировать адекватно. Это значит не доставлять удовольствия «неприятелям» демонстрацией своих переживаний и обид, а трезво проанализировать ситуацию и постараться понять истинную цель провокатора.
Например, «доброхот» сообщает новичку, что босс якобы не очень доволен результатами его работы, но сам шеф претензий не высказывает. Новый сотрудник поступит опрометчиво, если предпримет попытку незамедлительно выяснить (тем более у начальника), почему им недовольны и в чем он допустил промашку. Лучше озадачиться вопросом, какую личную выгоду преследовал человек, сообщивший неприятную информацию.
10. Постарайтесь наладить контакт с неформальным лидером. Добиваться ли особого отношения и тем более покровительства неформального лидера, каждый решает сам. Но найти к нему подход, как-то взаимодействовать, общаться даже поверхностно для нового человека в коллективе, безусловно, будет полезно.
Читать полностью: http://www.interfax.by/article/1147269
|