Профориентация учащихся: зарубежный опыт
Профориентационное тестирование можно пройти в ОДО "Консалт", по адресу: 1 Мая, 19, 3 этаж, 4 отдел.
Предварительная запись по телефонам: 8 0152 60 92 25, +375 33 650 68 14, +375 44 740 95 69
Сегодня решение проблем во всех сферах общественной жизни, включая воспитание и образование подрастающего поколения, невозможно без обращения к мировому опыту. С точки зрения зарубежных специалистов, професcиональная ориентация представляет собой комплексную систему, состоящую из профинформации, профсовета и профконсультирования, профотбора и профподбора, начального трудоустройства и профадаптации различных групп населения. Все составляющие системы ориентированы на соответствующие возрастные группы трудоспособного населения (прежде всего на молодежь) и способствуют правильному выбору профессии, профиля профессиональной подготовки, сферы приложения труда, а также эффективному профессиональному продвижению.
Общим для всех развитых стран является то, что различные институты системы образования вместе с сетью государственных и частных служб занятости (агентств и бюро по трудоустройству) составляют главные элементы организационной структуры профориентации молодежи.
Первые частные службы профориентации, а затем многочисленные бюро, кабинеты и институты появились в начале ХХ века в США, Англии, Франции и Германии. В современном западном мире существует широкая сеть различных служб профориентации.
Во Франции профессиональная ориентация характеризуется жестким законодательным регулированием. Она осуществляется через процедуру проведения в каждом учебном заведении собеседования представителей данного учебного заведения с родителями и учащимися. Французские учёные считают важнейшей особенностью профориентации педагогическую направленность, которая обеспечивает способность делать выбор, включая умение учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на него. Ответственность за организацию профориентации несет Министерство образования, которое руководит Национальной службой информации о различных видах образования и профессиях.
Справочно:
Современная концепция профориентации во Франции: с 1996 г. в стране взят курс на утверждение концепции "воспитания ориентации" (education a l'orientation), которая исходит из необходимости формирования у молодежи культуры профессионального самоопределения и преследует следующие цели: - ознакомить учащихся с экономическим и профессиональным окружением; - обогатить их представления о профессиональном мире на основе рефлексии способов профессиональной подготовки и потребностей рынка труда; - способствовать самостоятельной идентификации учащимися препятствий в реализации своего профессионального проекта, их анализу и нахождению способов преодоления трудностей при активном участии педагогов-воспитателей; - придать смысл обучению через профессиональный проект (projet professionnel).
Содержание "воспитания ориентации" включает две области педагогической деятельности: знакомство с профессиями и путями их получения и познание учащимися себя (своих потребностей, склонностей, интересов, возможностей).
Таким образом, на первый план в профориентации выходит воспитательная деятельность педагогического коллектива школы, осуществляющего ее совместно с внешкольными специализированными службами и в соответствии со склонностями, способностями, потребностями учащихся, а также нуждами общества в кадрах соответствующего профиля.
Внешкольная профориентация - это деятельность сети специальных служб различных уровней (государственного, академического, департаментского, местного), координируемых тремя министерствами: труда, здравоохранения и образования.
Государственный уровень представляет Национальное бюро информации по образованию и профессиям (ONISEP), которое находится в ведении Министерства национального образования Франции. Задачей данной службы является управление деятельностью своих представительств, разработка и распространение документации и информации в национальном масштабе.
На академическом (региональном) уровне профессиональную ориентацию учащихся обеспечивают региональное представительство Национального бюро информации по образованию и профессиям и Академическая служба информации и ориентации. Задачей первого является сбор и распространение документации и информации о профессиях и направлениях образования в региональных учебных заведениях. Во второй сосредоточены данные о состоянии регионального рынка труда и занятости, о региональных профессиональных учебных заведениях и правилах поступления в них.
Департаментский уровень представлен Центрами по информации и ориентации, непосредственно связанными со школами. Штат этих служб составляют главные дипломированные специалисты в области профессиональной ориентации во Франции, советники по ориентации - психологи.
Местный уровень внешкольной профессиональной ориентации - это деятельность советников по ориентации - психологов в стенах учебных заведений, где они остаются независимыми специалистами. Руководство ими осуществляет директор Центра информации и ориентации департаментского уровня. Советник-психолог осуществляет информирование учащихся о профессиях, учебных заведениях профессионального образования, условиях поступления и обучения в них, возможностях трудоустройства после их окончания; набор учащихся в некоторые профессиональные учебные заведения; присутствует на экзаменах, а также на заседаниях школьного совета по ориентации.
С 2005 г. в учебном расписании французских коллежей появился новый обязательный предмет "Знакомство с профессиями" (Decouverte professionnelle) (3 ч в неделю). Анализ программы этого предмета показывает, что ее содержание распределено в три блока:
- знакомство с профессиями и профессиональной деятельностью (А);
- знакомство с организациями (В);
- знакомство с местами и способами образовательной подготовки (С).
Задача профориентации в Великобритании – помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда. В стране уделяют большое внимание повышению самостоятельности учащихся при выборе профессии. Особенностью является проведение диалоговых консультаций, использование психологических тренингов. Большое значение придаётся приобретению учащимися практического опыта в той или иной профессии. Акцент делается на активных формах и методах обучения, с этой целью вводятся имитационные программы, трудовая практика. Они разработаны с учётом специфики британского рынка труда и воспроизводят различные социальные и трудовые ситуации: планирование трудового дня, выработку собственного стиля трудовой деятельности, поведение в ситуации потери работы, определение баланса между семейной и трудовой жизнью.
В Великобритании главным координирующим органом в профессиональной ориентации является Служба занятости молодежи, состоящая из 3,5 тыс. консультантов и их помощников. Существуют также государственные и частные исследовательские организации, занимающиеся проблемами профориентации.
Справочно: Основную работу по профориентации в школе и других учебных заведениях выполняли профсоветники (с 1973) Функции профсоветников: - организация занятий по профессиональному просвещению учащихся и проведение ознакомительных экскурсий; - выявление преобладающих интересов и склонностей учащихся; - развитие коммуникативных умений в процессе тренинговых занятий; - оказание содействия в трудоустройстве учащихся или участии их в какой-либо программе предварительной профессиональной подготовки; - проведение индивидуальных занятий по уточнению профессиональных планов учащихся; - выявление позиции родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребенка; - оказание помощи в принятии учащимися самостоятельных решений о будущей профессии.
Перечисленные виды услуг указывают на то, что британские профсоветники уделяют большое внимание повышению самостоятельности учащихся при принятии решений о выборе профессии. Особенностью их работы является проведение диалоговых консультаций, стремление встроить профориентационные занятия в учебное расписание, использование психологических тренингов
Британская система профориентации во многом зависит от местных органов образования. Ее финансирование определяется на местах: чем выше бюджет школы, тем большее количество профсоветников она может принять в штат. Обучение в школе длится 12 лет, и на каждом возрастном этапе должны работать профсоветники. Дифференциация учащихся в процессе обучения в различных типах школ предполагает разную образовательную ориентацию, которую профсоветник помогает выбрать школьнику.
Британские специалисты считают, что хорошая подготовка профсоветников значительно повысит качество предлагаемых ими профориентационных услуг
Для того, чтобы служба профориентации приобрела черты "нейтральности", британские специалисты полагают необходимым:
- внедрение в учебный процесс профориентационных программ, способствующих профессиональному развитию учащихся и принятию ими осознанных решений при выборе профессии;
- активное использование методических материалов в виде ролевых и деловых игр и тренингов;
- значительное увеличение использования групповых методов работы;
- оказание поддержки неформальным организациям в профориентационной работе ( средствам массовой информации);
- внедрение в практику работы по профессиональной информации компьютерных баз данных;
- совершенствование подготовки профсоветников, которые выполняют посреднические функции и помогают клиентам приобретать необходимые знания и умения для самостоятельного построения своей профессиональной карьеры.
В Германии профориентационная работа с учащимися ведется путем проведения опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей. Особенностью организации профориентационной работы в стране состоит в том, что каждый ребенок заполняет Рабочую тетрадь, где дается общая информация о семье, личных интересах, склонностях, профессиональных намерениях, предварительном выборе профессии. Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами освидетельствований и итогами тестирования служит основой для профконсультаций. В случае необходимости профконсультант может прибегнуть к помощи медицинской, психологической служб, располагающих необходимыми специалистами.
В США имеются как частные агентства, так и специальные центры профориентации при колледжах и университетах. При Министерстве труда создано 1200 государственных центров профориентации и профотбора; ежегодно через них проходит более 1 млн. американских подростков. Многолетний опыт применения профессионального отбора в США свидетельствует о его весьма высокой эффективности. Так, отсев "непригодных" в процессе обучения снижается с 30-40 до 5-8%; аварийность по вине персонала уменьшается на 40-70%; надежность систем управления повышается на 10-25%; затраты на подготовку специалистов снижаются на 30-40%. По опубликованным данным, каждый доллар, затраченный на разработку тестов профотбора, создает экономический эффект в 1 тыс. долларов.
Справочно:
Большой вклад в развитие концепции профессионального становления внес Д. Сьюпер. Он исходил из того, что выбор профессии - результат процесса взросления ребенка, по мере которого усиливается его связь с реальной действительностью.
На основе концепции Д. Сьюпера в США было разработано положение о школьной службе профессионального руководства (guidance) или профессиональной консультации, суть которой заключается в том, чтобы помочь учащемуся выбрать сферу профессиональной деятельности, совместно с ним разработать план подготовки на каждом возрастном этапе и добиться его реализации. В этой связи в 1981 г. был принят закон о профессиональной консультации в начальной школе, на основании которого была введена должность профконсультанта, который знакомит учащихся с огромным миром профессий и путями их получения. В учебно-воспитательном процессе школы он координирует работу школьных учителей по профориентации, а также оказывает помощь родителям по развитию интересов и склонностей их детей. На каждого учащегося профконсультант заводит отдельное досье (.социальное положение учащегося; сведения о его семье; способности, интересы, склонности; физические данные, состояние здоровья, индивидуальные особенности учащегося; внешкольные занятия и увлечения; имеющийся опыт работы по профессии).
Профориентационная работа с учащимися не ограничивается только школьной службой. Система профориентации и трудоустройства молодежи в США характеризуется множественностью организационных схем и высокой степенью децентрализации.
Новые концептуальные подходы к проведению профессионального ориентирования и консультирования нашли свое отражение в различных образовательных программах, организационных формах, компьютерных информационных системах. Например, программа "От школы к работе" принята в США на федеральном уровне специальным актом в 1994 г. Ее цель - улучшение подготовки американской молодежи к самостоятельной трудовой жизни. Обучаясь по такой программе, учащиеся получают более полное представление о различных сферах труда на практике, что позволяет им более осознанно сделать выбор своей профессиональной карьеры, основываясь на собственном практическом опыте. Программа охватывает подростковый и старший школьный возрасты, с 13 до 19 лет. Она включает два направления: для учащихся, которые планируют после школы поступать в колледжи или вузы, и для тех, кто собирается работать.
В первом случае учащимся предоставляется возможность поработать на какой-нибудь фирме под руководством ее специалиста. Они также могут работать в тех сферах, где традиционно трудятся подростки (например, в сфере обслуживания, здравоохранения, образования). Во втором случае всем желающим предоставляются рабочие места на производстве. Под руководством опытных наставников они осваивают рабочие профессии, знакомятся с производством и рабочим коллективом. Как показал опыт, эта работа очень плодотворна. Учащиеся начинают более ответственно относиться к учебе и работе, лучше успевают в школе, уверенно чувствуют себя относительно будущего трудоустройства.
Другой вариант подготовки школьников к выбору пути продолжения образования или трудоустройства - это углубленные академические занятия по программе колледжа в течение двух последних лет обучения в школе (XI-XII классы). Такая подготовка позволяет выпускникам продолжать образование без вступительных экзаменов.
В 1998 г. в США была разработана новая информационная сетевая база данных (Occupational Information Network) или сокращенно O*NET. Информация о каждой профессии содержит следующие пункты: содержание деятельности, условия работы, квалификационные требования, средства деятельности, требования к профессиональным качествам, профессиональное образование, медицинские противопоказания, родственные профессии, а также перечень учебных заведений, в которых готовят тех или иных специалистов. Для знакомства школьников с миром профессий предлагаются также 60-секундные видеоролики, рассказывающие о содержании интересующей профессии и об учебных заведениях, где ее можно приобрести.
Интересным опытом в создании системы помощи учащимся в выборе профессии обладает Канада. Стержень реформ первичной профессиональной ориентации — усиление ее взаимосвязи с реально существующими потребностями в рабочей силе. Структура профессиональных программ в образовательных учреждениях изменяется с учетом рекомендаций региональных комитетов по трудовым ресурсам, одна из основных задач которых — изучение текущего и перспективного спроса на рабочую силу на местах и управление в соответствии с этим процессом подготовки кадров.Важной формой познания "мира профессий" для учащихся являются самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации ("центрах выбора"). Это особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Придя в центр, можно получить информацию приблизительно о 4 тысячах профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) содержание трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда.
Организация профориентационной работы в Японии в значительной степени обусловлена особенностями системы образования, одна из главных целей образования которой — подготовка к карьере: вооружение учащихся основными знаниями о профессиях, развитие у них профессиональных навыков и усиление способности выбирать будущие курсы, которые отвечают планируемому профессиональному пути, соответствующему их личным склонностям и качествам.
Для контроля за формированием готовности подростков выбирать профессиональный путь и за подготовкой к профессии С.Фукуяма разработал тест, позволяющий количественно оценить эту способность школьников. Данный тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест). Автор выделяет три основных фактора осознанного выбора профессии: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы. Реализация этого подхода предполагает самостоятельное, полное выполнение работы, с возложением всей ответственности за нее на учащегося. В течение трёх лет учащиеся получают возможность иметь 48 профессиональных проб. Полученный ими профессиональный опыт фиксируется в F-тесте. Экспериментальные профессиональные пробы позволяют ребёнку определить уровень собственной готовности к избираемой профессии и адаптационные возможности профессии в отношении индивидуальных свойств, интересов, устремлений.
Оригинальные средства профориентационной работы. Среди них можно рассмотреть широко используемый и известный на всю страну Артископ; автобус "Планета-Металл"; мультимедийные средства.
Артископ (Artiscope) - большой хромированный американский грузовик, борта которого пестрят от рекламы ремесленничества. В его кузове находятся стенды с информацией о различных профессиях и учебных заведениях, где их можно освоить, сопровождают его соответствующие специалисты.
Для организации выставок о профессиях во французские коллежи и лицеи приглашается знаменитый автобус "Планета-металл" (Planete-Metal), который появился благодаря усилиям Объединения металлургической и горной промышленности.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в развитых странах уделяется большое внимание профессиональной ориентации учащихся, наряду с помощью в выборе профессии приоритетным является формирование самостоятельности, умения оценивать себя в контексте рынка труда, стремления к профессиональной конкурентоспособности и мобильности. В контексте организации предпрофильной подготовки является использование активных форм и методов обучения, организация профессиональных проб и трудовых практик.
Бутрим С.В.
|